Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова
при Российской академии художеств
 
 
События
Выставки Конференции Мастер-классы Объявления Репортажи Выставочная деятельность педагогов
Итоги проведения мастер-классов 2014

Мастер-класс на тему «Пространственные построения в произведениях изобразительного искусства»

27 сентября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялся мастер-класс на тему «Пространственные построения в произведениях изобразительного искусства». Мастер-класс проводил доцент Звягинцев Виктор Алексеевич.

В процессе проведения мастер-класса слушатели ознакомились с методами линейного построения пространства в произведениях живописи, графики, монументального искусства разных эпох. На примере классических произведений отечественного и зарубежного искусства было продемонстрировано то, на каких геометрических законах выстраиваются композиции.

С помощью репродукций ведущий мастер-класса продемонстрировал примеры различных методов пространственных построений. Ведущий показывал древнеегипетские и античные произведения искусства, древнерусскую иконопись, искусство Эпохи Ренессанса и живопись 19-20 веков. Были разобраны основные системы пространственных построений (обратная и параллельная перспективы, ренессансная перспектива, метод комбинирования разных пространственных построений) и то, как разные пространственные построения влияют на образ, пластическую выразительность произведения. Затрагивался вопрос соотношения пространственных построений и зрительного восприятия.

Слушатели задавали вопросы и активно участвовали в мероприятии.

Основную часть мастер-класса ведущий проводил практическую работу. Были выполнены три рисунка одного натюрморта в разных вариантах — рисунок в Ренессансной перспективе, параллельной перспективе и комбинирование разных ракурсов.

По окончании мастер-класса была неформальная беседа со слушателями и проводилась обзорная экскурсия по институту.

 

Мастер-класс на тему «Натюрморт. От композиционного эскиза к начальному раскрытию цвета»

4 октября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялся мастер-класс на тему «Натюрморт. От композиционного эскиза к начальному раскрытию цвета». Мастер-класс проводила старший преподаватель Малюкова Татьяна Николаевна.

Вначале ведущий мастер-класса рассказала слушателям с чего нужно начинать при работе над живописной постановкой (натюрморт с гипсовым бюстом Аполлона) и последовательность ведения работы. После вступительного слова ведущим был выполнен композиционный эскиз с выявлением композиционной схемы заданного натюрморта на отдельном листе небольшого формата.

На следующим этапе выполнялся рисунок кистью натюрморта на основном холсте, основанный на композиционном эскизе, сделанном ранее. Далее, рисуя кистью, ведущий плавно перешёл к тональному подмалёвку, решая на данном этапе тональные и пластические задачи.

По ходу мастер-класса ведущий комментировала свои действия и отвечала на вопросы слушателей.

На заключительном этапе данного ведущий мастер-класса нанесла основные тонально-цветовые отношения, продемонстрировав как нужно находить цветотональную разницу предметов в живописной постановке.

По окончании мастер-класса была неформальная беседа со слушателями.

 

Мастер-класс на тему «Натюрморт, написанный акварелью»

11 октября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялся мастер-класс на тему «Натюрморт, написанный акварелью». Мастер-класс проводила старший преподаватель Малюкова Татьяна Николаевна.

Мастер-класс начался со вступительного слова ведущего, на котором были продемонстрированы различные способы владения техникой акварели, раскрывающие ее возможности. Далее, демонстрировалось смешение различных акварельных техник: подробная проработка отдельных кусков и техника а-ля прима. На примере живописного натюрморта была показана начальная стадия работы от композиционного эскиза, выполненного в тоне до дальнейшей работы в акварельной технике. Автор продемонстрировал, как добиться построения пространственных планов, как создать глубину и рельеф на плоскости. Акцент делался на цельном, широком видении пространства.

По окончании проводилась неформальная беседа со слушателями.

 

Мастер-класс на тему «Рисование по представлению»

18 октября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялся мастер-класс на тему «Рисование по представлению». Мастер-класс проводил доцент Звягинцев Виктор Алексеевич.

Ведущий мастер-класса поставил натюрморт из нескольких простых предметов на натюрмортном столе. Натюрморт состоял из кувшина простой формы, куба, конуса, шара и книги, лежащей на плоскости стола.

После вступительного слова, ведущий, выбрав произвольную точку, выполнил два рисунка с данной постановки. Оба рисунка воспроизводили натюрморт не с той точки где находится автор а с иных ракурсов. Таким образом, рисунок велся по представлению. Слушатели ознакомились с методом ведения работы по представлению и получили ряд вспомогательных рекомендаций.

Одновременно с работой ведущего мастер-класса, слушатели имели возможность попробовать нарисовать свой вариант натюрморта по представлению.
По окончании мастер-класса была неформальная беседа со слушателями и проводилась обзорная экскурсия по институту.

 

Мастер-класс на тему «Сюжетные мотивы композиционных решений»

18 октября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялся мастер-класс на тему «Сюжетные мотивы композиционных решений». Мастер-класс проводил профессор, народный художник, действительный член РАХ Любавин Анатолий Александрович.

На мастер-классе были рассмотрены примеры различных композиционных решений современных художников, а также примеры из истории искусства. На практике часто начинающий художник обращается к «экзотическим» мотивам, взятым из путешествий, подсмотренным у других художников, рисуя известные памятники архитектуры и т. д.

Очень часто задаётся вопрос: «А что мне рисовать?». На данном мастер-классе был показан пример выбора сюжета, за которым не нужно далеко ехать, он находится всегда рядом с нами, нужно только уметь видеть и рассмотреть это.

 

Мастер-класс на тему «Проблемы портретного сходства в рисунке»

18 октября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялся мастер-класс на тему «Проблемы портретного сходства в рисунке». Мастер-класс проводил профессор, народный художник, действительный член РАХ Теслик Александр Иванович.

Слушателям были показаны примеры использования различных графических материалов при рисовании портрета. Была продемонстрирована поэтапная последовательность рисования портрета с натуры. Также было рассказано о выразительности материала, которым исполнялся рисунок портрета, было рассказано о композиции портрета в листе.

Таким образом, была раскрыта тема мастер-класса, участники получили представление о последовательности рисования портрета и степени сходства с натурой.

 

Лекция на тему «Русский фарфор М.А. Врубеля»

18 октября в рамках проекта «Университетские субботы», была проведена лекция на тему «Русский фарфор М.А. Врубеля». Лекцию провела доцент, кандидат искусствоведения, Лебедева Вера Алексеевна.

В лекции было обращено внимание слушателей на основные исторические периоды в существовании русского. Отдельно рассматривалось творчество его изобретателя и открывателя Д. И. Виноградова и так называемый «виноградовский» период Порцелиновой Ее Величества мануфактуры("пакетовые" табакерки, Собственный сервиз Елизаветы Петровны и т.д.)

Раскрыта периодизация русского фарфора согласно общепринятому принципу в искусствознании по царствованию особ правящей династии. В целом дана обзорная «картина» со смысловыми доминантами исторической жизни фарфора в России.

Выделены наиболее знаковые памятники русского фарфора того или иного периода, раскрыта их художественная стилистика и национальное своеобразие.
Внимание слушателей было обращено на творчество профессиональных художников в области фарфора ( С.Пименов, Ф. Солнцев, А. Шпис, Головин, Сомов, Серов).

Отдельно рассмотрена история собирания и коллекционирования фарфора в России.
Лекция сопровождалась демонстрацией иллюстративного ряда в виде слайдов и книжной графики.

 

Мастер-класс на тему «Основы ритмической организации пластического пространства»

25 октября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялся мастер-класс на тему «Основы ритмической организации пластического пространства». Мастер-класс проводил профессор, народный художник, действительный член РАХ Любавин Анатолий Александрович.

В процессе проведения мастер-класса ведущий рассказал о ритмической организации пластического пространства на примере создания графического произведения. Также было рассказано о законах ритма в пластическом искусстве, о роли пятна в декоративной организации плоскости, на практике были продемонстрированы роль золотого сечения в пластическом произведении и его влияние в формировании пластического пространства.

 

Мастер-класс на тему «Академический рисунок на пленэре»

25 октября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялся мастер-класс на тему «Академический рисунок на пленэре». Мастер-класс проводил профессор, народный художник, действительный член РАХ Теслик Александр Иванович.

Цель мастер-класса — рассказать и показать слушателям последовательный порядок и принципы ведения рисунка на пленэре как этапа освоения и органичного владения сутью формообразования и сутью отражения зримого пространства в изображении на плоскости.

Передача различных состояний природы: утро, день, вечер, ночь, дождь, туман и так далее. Способы использования разных графических материалов в одном произведении.

 

Лекция на тему «Мейсенский фарфор ХYIII века»

25 октября в рамках проекта «Университетские субботы», была проведена лекция на тему «Мейсенский фарфор ХYIII века». Лекцию провела доцент, кандидат искусствоведения, Лебедева Вера Алексеевна.

Была приведена длительная и сложная предистория получения фарфора в странах Западной Европы (Италия, Франция, Германия), указано на его связь с дальневосточной художественной культурой и. прежде всего, с китайским твердым фарфором.

В лекции было заострено внимание слушателей на основных исторических периодах в судьбах Мейсена указанного времени. Особое место отводилось формам раннего фарфора. Слушатели были ознакомлены с творчеством его родоначальника И.И. Бетгера. При этом подробно рассмотрен постбетгеровский или «живописный» период, представленный искусством Херольда, фон Левенфинка, Шиндлера, Штадлера и Кендлера. Раскрыта и продемонстрирована стилистика отдельных, наиболее известных и хрестоматийных произведений фарфора (сервизные формы, «кринолиновая группа», анималистика), обозначена их художественная специфика и использованные средства выразительности.

Было подчеркнуто влияние Мейсена на европейский (Дания, Франция) и русский фарфор.

Лекция сопровождалась демонстрацией иллюстративного материала в виде слайдов и книжной графики.

 

Мастер-классы на тему «Учебный рисунок в театрально-декорационной мастерской» и «Живопись в театрально-декорационной мастерской»

25 октября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялись мастер-классы на тему «Учебный рисунок в театрально-декорационной мастерской» и «Живопись в театрально-декорационной мастерской». Мастер-класс проводили профессор, народный художник, заслуженный работник культуры Ардимасов Олег Иванович и профессор, народный художник, действительный член РАХ Лебедева Раиса Ивановна.

В ходе беседы по рисунку задавались различные вопросы, касающиеся как изобразительного творчества, так и методики обучения рисунку. Занятия сопровождались показом репродукций, слайдов и рисунков студентов.

По живописи проведены полноценные занятия с объяснением и показом методики ведения живописного этюда натюрморта в технике масляной живописи. Р.И. Лебедева рассказала присутствующим об общих законах реалистической живописи с натуры и показала этапы работы с натуры.

В ходе беседы показывались наиболее интересные работы студентов мастерской театрально-декорационной живописи.

 

Мастер-класс на тему «Цвет и фактура в природе и дизайне»

25 октября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялся мастер-класс на тему «Цвет и фактура в природе и дизайне». Мастер-класс проводила доцент, кандидат архитектуры Трибельская Екатерина Георгиевна.

В первой части рассматривалась богатая природная цветовая палитра. На многочисленных примерах наглядно было показано как влияет на восприятие цвета текстура материала. Растения, цветы, природные и рукотворные ландшафты приводились в качестве иллюстраций.

Далее обсуждались особенности природного колорита стран, находящихся в различных климатических зонах, влияние природного колорита на национальные цветовые предпочтения, особенности формирования искусственной цветовой среды. Были рассмотрены цвет и фактура материала в национальной одежде, интерьере, архитектуре разных стран.

Слушателям была показана презентация из авторских фотографий, состоящая из нескольких тематических частей.
В заключительной части приводились примеры ассоциативных рядов, включающих подобранные по цвету пейзажные и предметные фотографии, ассоциируемые с современными интерьерами.

Мастер-класс проходил в интерактивной форме: слушатели активно участвовали в обсуждении, задавали много вопросов о профессии дизайнера интерьера. Многие из них были студентами или практикующими дизайнерами.

 

Мастер-класс на тему «Скульптура. Мужской портрет (глина)

25 октября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялся мастер-класс на тему «Скульптура. Мужской портрет (глина)». Мастер-класс проводил декан факультета скульптуры Долмогомбетов Галим Жиембаевич.

Руководитель мастер-класса рассказал слушателям о скульптуре, как об одном из основных видов изобразительного искусства, играющего весьма существенную роль в жизни нашей страны. В городах России появляются памятники великим людям, несущие познавательную информацию, и патриотическое воспитание молодого поколения.

Также было рассказано о скульптуре, как об искусстве, которое передает предметы в их трехмерном объеме и о том, что скульптура делится на круглую и рельеф. Были показаны инвентарь, скульптурные материалы, инструменты для лепки.

Одним из важнейших жанров скульптуры является портрет, воссоздающий образы людей, животных, предметов. На начальном этапе руководитель мастер-класса показал, как набирать объем и выдержать пропорции и соблюдать каноны скульптурного портрета.
Были проведены практические занятия со слушателями.

 

Мастер-класс на тему «Изобразительные средства в композиции (живопись, графика)»

1 ноября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялся мастер-класс на тему «Изобразительные средства в композиции (живопись, графика)». Мастер-класс проводил профессор, народный художник, действительный член РАХ Любавин Анатолий Александрович.

Основная цель мастер-класса — знакомство участников с основными принципами построения композиционных решений в живописи и графики.
На наглядном примере были продемонстрированы и объяснены основные принципы построения композиций, построения пространственных планов, как создать глубину и рельеф на плоскости. Рассмотрены примеры, начиная с плоскостного изобразительного принципа до объёмно — пространственного и то, как разные построения влияют на образ и пластическую выразительность картины.

Был проведён просмотр и обсуждение работ участников.

Таким образом была достигнута цель мастер-класса — участники получили представление о пластической конструкции художественного произведения.

 

Мастер-класс на тему «Рисунок — основа академического образования»

1 ноября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялся мастер-класс на тему «Рисунок — основа академического образования». Мастер-класс проводил профессор, народный художник, действительный член РАХ Теслик Александр Иванович.

Целью мастер-класса было знакомство с основными принципами академического рисунка. На примере собственных работ было продемонстрировано поэтапное ведение академического рисунка. Участниками было задано множество вопросов, на которые были даны профессиональные ответы и разъяснения.

Мастер-класс прошёл в тёплой дружеской атмосфере.

 

Лекция на тему «Русская историческая картина XIX века»

8 ноября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялась лекция на тему «Русская историческая картина XIX века». Лекцию проводила доцент, кандидат искусствоведения Флорковская Анна Константиновна.

Лекция была посвящена мастерам русской исторической картины: художникам -академистам первой трети XIX века (А. Иванов, Егоров, Шебуев), акцент был сделан на выявление характерной для классицизма трактовке исторической темы ( как ее образной, так и пластической интерпретации), художникам, в творчестве которых проявил себя романтизм, с присущим ему пониманием истории (Брюллов), а затем и художникам реалистам. Особое внимание было уделено А. Иванову, его влиянию на последующее развитие исторического жанра в искусстве Крамского, Поленова, Репина, других художников-передвижников. Шла речь и о представителях позднего академизма (Семирадский, Бронников, Нокалович, Сведомский).

Слушателем был продемонстрирован визуальный ряд, включавший произведения художников, речь о которых шла на лекции.
Завершился мастер-класс дискуссией по теме и ответами на вопросы слушателей.

 

Мастер-класс на тему «Выбор колористического решения интерьера»

8 ноября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялся мастер-класс на тему «Выбор колористического решения интерьера». Мастер-класс проводила доцент, кандидат архитектуры Трибельская Екатерина Георгиевна.

Было рассказано о разных подходах к цветовому решению интерьера. Выделены основные приемы колористических решений; монохромное, монохромное с цветовыми акцентами, полихромное и др. В качестве примеров слушателям было показано много фотографий современных интерьеров.

Один из основных вопросов, который рассматривался и обсуждался в ходе мастер-класса: влияние цветового решения интерьера на его пространственное восприятие. В качестве наглядной иллюстрации студенты 3-го курса архитектурного факультета в ходе мастер-класса одновременно выполнили пастелью в разном колорите 3 рисунка одного и того же интерьера. Такой методический прием позволил наглядно продемонстрировать как зависит эмоциональное и пространственное восприятие интерьера от цвета стен, пола, потолка и текстиля.

Были продемонстрированы примеры восприятия цвета отдельных деталей интерьера (мебели, аксессуаров) в зависимости от основного цветового решения. Для этого был использован авторский прием наложения цветных деталей интерьера на разные фоны контрастных цветов.

Особое внимание было уделено решению современных этнических интерьеров.

Слушатели активно участвовали в обсуждении темы, задавали много вопросов о профессии архитектора и практической работе дизайнера интерьера.

 

Мастер-класс на тему «Основы композиции в скульптуре»

8 ноября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялся мастер-класс на тему «Основы композиции в скульптуре». Мастер-класс проводил декан факультета скульптуры Долмогомбетов Галим Жиембаевич.

Руководитель мастер-класса рассказал, что такое скульптурная композиция и её основные законы. Было рассказано и показано, как изготавливается каркас и как набирается масса и организовывается пространство, целостность формы, характер человека, животного, состояние, походку, телосложение, осанку, типичные позы и жесты.

В процессе работы, руководитель рассказал и показал инструменты (стэки и петли, специальный циркуль) и работы выполненные студентами факультета скульптуры.

 

Мастер-класс на тему «Архитектура — введение в профессию»

8 ноября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялся мастер-класс на тему «Архитектура — введение в профессию». Мастер-класс проводил доцент, кандидат исторических наук Матюшин Андрей Львович.

Целью мероприятия было знакомство заинтересованных лиц с родом занятий архитектора, его положения в современном проектном процессе, способах получения необходимых знаний и навыков, истории профессии.

По составу мастер класс включал в себя лекцию и посещение учебных аудиторий, где посетители увидели выставленные образцы курсовых работы по основным профильным дисциплинам.

Особое внимание было уделено подготовке к поступлению на архитектурные отделения ВУЗов. Требованиям к будущим абитуриентам. Были показаны примеры выполненных заданий дополнительных вступительных испытаний профессиональной и творческой направленности.

Завершился мастер класс обсуждением и ответами на вопросы.

 

Лекция на тему «Русский язык и культура речи»

8 ноября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялась лекция с обсуждением на тему «Русский язык и культура речи». Лекцию проводила доцент кафедры русского и иностранных языков Панфилова Зинаида Александровна.

Цель занятия — повысить речевую культуру учащихся, обогатить их индивидуальный языковой опыт, расширить кругозор, постараться сформировать у них так называемое «лингвистическое чутьё».

Были использованы биографические материалы по теме «Портрет Качалова работы художника Павла Корина» и стихотворение Сергея Есенина «Собаке Качалова».

В ходе беседы обсуждались как вопросы, связанные с формированием и изменением литературной нормы ( влияние средств массовой информации, компьютерных технологий, рекламы и др. факторов на изменение литературной нормы), так и практические правила современного правописания (тире между подлежащим и сказуемым, обособление определений, выраженных причастным оборотом, написание через дефис приложений, правила правописания названий организаций учреждений и пр).

 

Мастер-класс на тему «Свет, форма и цвет в натюрморте. Три типа освещения»

15 ноября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялся мастер-класс на тему «Свет, форма и цвет в натюрморте. Три типа освещения». Мастер-класс проводила старший преподаватель кафедры живописи и композиции Лебедева Екатерина Игоревна.

Целью мастер-класс являлось ознакомление слушателей с необходимыми художнику свойствами света, с тремя основными видами направленного и рассеянным светом, и проведение экскурса в историю работы светом в разные художественные эпохи.

Важно было достичь понимания, что мы видим все окружающее благодаря свету, свет вызывает цвет и проявляет форму, является источником задач живописца и его инструментом; без света для художника ничего не существует, а передача света и явлений, им рождаемых — основная задача художника-живописца.

На примере работ известных художников разных эпох ( Сезанн, Караваджо, Жорж Де Латур, Коровин, пр.), натюрморта из нескольких простых предметов и отдельных объектов, поставленных в разные условия освещения, объяснялась существенная и решающая для хода работы разница между боковым светом, прямым светом и контражуром, разница задач и путей их решения. В частности при боковом свете более акцентирована форма, при прямом же и контровом предмет зрительно уплощается и основной становится задача цвета, выявляемого светом. Также слушателям были объяснены и продемонстрированы зрительно такие явления, как свет, тень, полутон, рефлекс, тон и общий тон.

Во второй, практической части мастер-класса в ходе работы над натюрмортом наглядно продемонстрировано решение задач, появляющихся при боковом освещении, в том числе последовательность ведения работы (первый этап — выявление формы тенями и полутонами, затем проработка светов и дальнейшая работа над уточнением и усложнением формы и цвета.)

Таким образом была достигнута цель мастер-класса и слушатели получили представление о световых явлениях, о закономерностях освещения, о значении света в живописи, о возможностях использования света при самостоятельной практической работе.

 

Лекция на тему «Особенности эссе как жанра»

15 ноября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялась лекция с обсуждением на тему «Особенности эссе как жанра». Лекцию проводила старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков Серова Мария Владимировна.

Цель занятия — определить особенности эссе как жанра, охарактеризовать особенности композиции и структуры эссе, выработать у слушателей навыки самостоятельного написания эссе.

Занятие было призвано научить слушателей четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, аргументировать свои выводы.

Были использованы материалы по теории литературы, материалы, посвященные творчеству А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ильи Эренбурга, Иосифа Бродского, примеры эссе.

В ходе лекции поднимались и обсуждались вопросы, связанные с выбором стиля, композиции и структуры эссе как литературного жанра. Во время занятия были использованы приёмы интерактивной игры и составлены пробные эссе при непосредственном участии слушателей.

 

Лекция на тему «Историческая картина в творчестве В.И. Сурикова»

22 ноября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялась лекция на тему «Историческая картина в творчестве В.И. Сурикова». Лекцию проводила доцент, кандидат искусствоведения Флорковская Анна Константиновна.

Лекция была посвящена творчеству выдающегося мастера исторического жанра, В.И. Сурикова и развитию исторического жанра в русской живописи после Сурикова, в конце 19 в. (мастера "Мира искусства, "Союза русских художников, трактовке исторических тем в творчестве М.В. Нестерова). Особое внимание слушателей было обращено на методику поисков Сурикова достоверности исторических образов, на масштабное историческое мышление художника, обращавшегося в своих произведениях к ключевым событиям русской истории, на связи его биографии и творчества. А также на трансформации исторического жанра в произведениях русских художников следующего поколения, их понимании исторической темы.

Слушатели ознакомились с богатым визуальным рядом, смогли проследить за развитием художественной мысли, ее воплощением в живописных произведениях.

Завершился мастер-класс дискуссией по теме и ответами на вопросы слушателей.

 

Мастер-класс на тему «Работа со светом в пейзаже. Рассеянный и направленный свет. Солнечно, пасмурно, утро-день-вечер»

22 ноября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялся мастер-класс на тему «Работа со светом в пейзаже. Рассеянный и направленный свет. Солнечно, пасмурно, утро-день-вечер». Мастер-класс проводила старший преподаватель кафедры живописи и композиции Лебедева Екатерина Игоревна.
Целью мастер-класса было рассказать слушателям о работе над пейзажем, о принципах пленэра и о различиях в тональном и цветовом строе пейзажа в разное время суток и в разных погодных условиях.

Понимание значения и особенностей освещения в условиях пленэра, умение пользоваться им, понимание взаимосвязи света и цвета непременно для грамотного художника-живописца.

Первая часть мастер-класса была посвящена разбору произведений мастеров пейзажа, в частности И.Левитана, К.Коровина, В.Стожарова, а также импрессионистов, художников Возрождения. На примерах было прояснено значение открытий импрессионистов для пейзажной живописи, указана разница в принципах работы над пейзажем в разные эпохи и этапы развития живописи до импрессионистов и после. Было указано как на крайне важное на влияние слоя воздуха, а также явления световоздушной перспективы, теплохолодности теней и светов, на значение рефлекса как цветового явления.

Во второй, практической части мастер-класса слушателям была продемонстрирована работа одновременно над двумя пейзажами — один и тот же вид в разных состояниях погоды, с объяснением разницы в ходе работы над солнечным и над пасмурным состоянием. Была показана максимально понятная неспециалисту схема создания солнечного пейзажа, применимая в самостоятельной работе, а также наглядно показана принципиальная разница между пасмурной и солнечной погодой.

Таким образом была достигнута цель мастер-класса; слушатели получили представление о работе над пейзажем, о световых явлениях в природе и возможностях их применения в практической работе художника-живописца.

 

Лекция на тему «Основные функциональные стили русского языка»

22 ноября в рамках проекта «Университетские субботы», состоялась лекция с обсуждением на тему «Основные функциональные стили русского языка». Лекцию проводила доцент, кандидат педагогических наук Стенина Наталья Семеновна.

Цель занятия — познакомить учеников с особенности функциональных стилей русского языка, повысить речевую культуру учащихся, обогатить их индивидуальный языковой опыт в осуществлении правильного выбора стилистически окрашенных слов, расширить лингвистический кругозор учащихся.

На практике нередко наблюдается смешение стилей. Степень допустимости использования разных проявлений языка определяется нормами и качественными характеристиками каждого стиля. Учащимся были предложены разнообразные задания, которые они выполняли с прилежанием. В ходе беседы были составлены таблицы сфер употребления и целей использования научного, официально-делового, газетно-публицистического, разговорного и литературно-художественного стилей, определены жанры стилей.

На материале различных текстов (научной и газетной статей, образцов официально-деловой корреспонденции, литературного текста, записи диалога) учащиеся определяли языковые средства, характерные для стилей русской письменной и устной речи.

Занятие вызвало интерес учащихся, которые отметили, что «не заметили, как пролетело время».