Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова
при Российской академии художеств
 
 
События
Выставки Конференции Мастер-классы Объявления Репортажи
ШЕКСПИРУ – 450!

С именем Уильяма Шекспира связан мощный пласт культуры, который трудно переоценить как в области литературного наследия, так и на поприще театральной деятельности, и в кино. Образы, созданные великим мастером, не теряют своей витальности и сейчас. Подходя к трактовке своих персонажей, английский поэт и драматург расценивал их как архетипических героев, не лишенных при этом живых, наблюденных человеческих мотиваций. В дань уважения гению театра, внедрившему особое видение драматургии и сцены и осуществившему театральную реформу, Институт имени В.И. Сурикова проводит выставку, посвященную 450-летию со дня рождения Шекспира.

«Шекспиру — 450!» — так звучит девиз выставки, открытие которой состоялось 8 декабря 2014 года в одном из залов МГАХИ имени В.И. Сурикова. В экспозиционном пространстве прозвучали работы студентов театрально-декорационной мастерской под руководством М.М. Курилко-Рюмина (1923-2012), который был бессменным творческим наставником молодежи в течение пятидесяти лет.

В учебно-методической работе Михаил Михайлович Курилко-Рюмин придерживался, прежде всего, идеи цельного образного оформления спектакля. По словам самого мастера, «представьте мне, при поднятии занавеса, такой стул, чтобы зал, глядя на него, зарыдал...!» Речь идет о вчувствовании в саму суть пьесы, в ее дух, в эпоху. Заставляя студентов прислушиваться к внутреннему ощущению от произведения, система подхода к реализации спектакля предполагает продуманность части и целого — от общей концепции до малейших деталей. Кураторы и консультанты выставки — Дмитрий Афанасьевич Чербаджи, Николай Николаевич Меркушев и Алла Дмитриевна Чернова — сохраняют этот принцип и в построении выставочного проекта. Лучшие студенческие и дипломные работы, выполненные в стенах Института имени В.И. Сурикова, говорят о бережном и деликатном отношении к наследию У. Шекспира, о его прочтении на сцене и в экспозиционной самостоятельности эскиза декорации как такового.

Работа с пространством, колористическое решение, масштаб фигур, световая разработка спектакля — таков далеко не полный список того, что должен учитывать в работе художник-постановщик.

Традиции театрально-декорационного искусства бережно передаются из поколения в поколение, составляя тот прочный фундамент, который гордо носит название «традиция». Сегодня эту линию продолжает мастерская, в настоящий момент возглавляемая академиком РАХ, профессором Д.А. Чербаджи.

Фигура Уильяма Шекспира является одной из культурных загадок тысячелетия, вплоть до сомнений в его существовании. В чем не приходится сомневаться — в неопровержимой реальности его наследия, в глубинной подлинности его героев, в том неподдельном чувстве сопереживания, которое рождается при прочтении пьес и их постановке на сцене. Прикоснуться к тайне Шекспира — та задача, которой пронизана каждая работа в экспозиции выставки.