Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова
при Российской академии художеств
 
 

Выставка «Приглашение в Поленово»

к 175-летнему юбилею В.Д. Поленова
20 марта — 14 апреля 2019 г.

На выставке представлены фотокопии с альбома 1909 года, полностью посвященного Евангельскому циклу и фотографии Палестины, приобретенные Поленовым во время путешествий по Святой земле, они использовались художником как материал для работы над циклом.

В.Д. Поленов (1844–1927)
Картины из жизни Христа

Еще со времен ученичества Василия Дмитриевича Поленова привлекала история земной жизни Христа, возникло желание написать серию картин на эту тему. В 1881 г. В.Д. Поленов в компании с князем С.С. Абамелек-Лазаревым и А.В. Праховым отправляется в свое первое путешествие по Востоку. Они последовательно посещают Константинополь, Сирию, Палестину, Египет. Наняв барку, поднимаются по Нилу до первого порога, то есть до границы Древнего Египта, останавливаясь в примечательных местах. На обратном пути путешественники на некоторое время задержались в Афинах. И везде Поленов пишет этюды, фотографирует. Первое путешествие на Восток было предпринято им с целью сбора материала для картины «Христос и грешница», чтобы как можно точнее передать дух этих мест. И поэтому у живописца много этюдов, в которых, по мнению многих, ему удалось на холсте выразить световоздушную атмосферу Востока с присущими ему яркими красками и цветовыми контрастами. Когда эти этюды были показаны на выставке, они произвели на посетителей самое свежее и сильное впечатление и практически все были приобретены П.М. Третьяковым для его коллекции. Почти 20 лет работы — и в 1887 г. он заканчивает картину «Кто из вас без греха?» («Христос и грешница»). Она представляется на очередной выставке и вызывает много споров. Огромная картина (6х3 м), созданная по притче из Нового Завета, получила самые разнообразные оценки. Сам же Поленов писал, что хотел «создать образ Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь средина рода», и не очень обращал внимания на хулу и похвалу. Проходит больше десяти лет, и художник совершает еще одно путешествие на Восток. Он с товарищами снова в Палестине, и снова этюды — людей, мест, архитектуры. Теперь это наброски для другого замысла. В.Д. Поленов начал работу над целой серией картин «Из жизни Христа», в которой хотел отразить главные, с его точки зрения, моменты Нового Завета, рассказывая о земном пути Христа. Он работает над циклом картин половину своей жизни, в 1909 г. 64 картины были показаны на выставках в Москве, Петербурге и других городах. В 1910 состоялась выставка в Праге. Картины произвели сильное впечатление на публику, а Поленов в день открытия выставки писал: «Я в самом бодром и радостном настроении. Я никогда не думал, что доживу до такой минуты». Он сам считал этот цикл главным делом своей жизни. Названия картин соответствуют первой строке евангельского повествования от рождения Христа до распятия: «Мечты», «И возвратился в Галилею в силе духа», «Утром, вставши рано», «Исполнился премудрости»... и т.д. Самой большой картиной была «Среди учителей», в которой маленький Иисус изображен среди умудренных жизнью старцев внутри храма. Художнику было иногда трудно, а порой и невозможно передать свои мысли и чувства средствами изобразительного искусства, и параллельно работе над серией картин «Из жизни Христа» шла его работа над рукописью «Иисус из Галилеи» — сводом четырех канонических Евангелий, а так же над литературно – научным трудом — пояснением к картине «Среди учителей». В период работы над евангельским циклом им были созданы духовные музыкальные сочинения — «Всенощная» и «Литургия». Весь этот грандиозный труд должен был решить «непосильную» задачу, поставленную перед собой художником — представить исторический характер евангельских событий, дать «живой образ» Христа, «каким он был в действительности» и показать «величие этого человека».

Всего написано 72 полотна. Работы разрозненны, находятся в музеях и частных коллекциях. К сожалению, постеры — единственная возможность представить цикл, как единое целое.