Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова
при Российской академии художеств
 
 
События
Выставки Конференции Мастер-классы Объявления Репортажи Выставочная деятельность педагогов

Музей Толстого приглашает на выставку «Аркадий Пластов. „Читая Л.Н. Толстого“...»
12 ноября 2015 — 20 января 2016 г. Толстовский центр на Пятницкой-12

Аркадий Пластов (1893-1972) читал Толстого всю жизнь, считал его несравненным художником и великим учителем. Толстовским подходом к изображению народа проникнуты многие его работы. На выставке впервые в полном объеме будут представлены живопись и графика выдающегося художника XX в. Аркадия Пластова из фондов Государственного музея Толстого, из личного собрания семьи художника, Государственной Третьяковской галереи.

Слово Толстого входит в сознание Аркадия Пластова в детстве: «Лимонно-желтая азбука Л. Толстого как будто только час назад раскрыла передо мной чудо звучащих и говорящих закорючек. Крохотный синий томик Пушкина „Капитанская дочка“, Жилин и Костылин Толстого, его мелкие рассказы, кольцовское „Что ты спишь, мужичок“ — эти вещи были первые из литературных иллюстраций, что я пытался изобразить беспомощным карандашом».

В библиотеке его отца Александра Григорьевича, псаломщика сельской церкви и «большого любителя чтения», были «Русские книги для чтения» Толстого, которые издавались при жизни писателя огромными по тем временам тиражами. Так деревенский мальчик прочел то, что как раз и адресовал ему великий писатель. Будущий художник, обучавшийся в симбирской духовной семинарии, был поистине воспитан словесностью.

Во времена юности Пластова Толстой был властителем дум, мыслителем и художником, формировавшим общественное сознание нации, привлекавшим к себе лучшие умы человечества.

Вслед за Л.Н. Толстым, его великой эпопеей, Пластов показал Великую Отечественную войну 1812 года как народную трагедию, народную войну и народную победу. Художник обращается к текстам Толстого как иллюстратор в начале 50-х годов, когда его творческая зрелость достигает расцвета, когда уже написаны «Праздник урожая» и «Купание коней», восхитившее М.В. Нестерова «Стадо», апофеоз безжалостности войны «Фашист пролетел» и метафоры Победы и величия народного духа — «Жатва» и «Сенокос».

В это же время образ самого Л.Н. Толстого впервые возникает в творчестве мастера. В 1953-1954 годах художник делает большую гуашь «Встреча Л.Н. Толстого со слепцами».

Пластов обращается к образу писателя в картине «Л.Н. Толстой в яснополянской школе» (1959), где молодой Толстой окружен прислонишенскими ребятишками. Сходство с Толстым очевидно в герое иллюстрации к рассказу «Охота пуще неволи».

В повести «Казаки» художника привлекала прежде всего стихия народной жизни, самобытность национального характера. К повести сделаны три иллюстрации — «Дядя Ерошка», «Оленин и Марьяна», «Марьяна». Иллюстрация «Дядя Ерошка» построена по законам живописного портрета.

«Марьяна», черноволосая девушка в розовой рубахе, дана во весь рост. «Марьяна, — пишет Толстой, — напротив, отнюдь не хорошенькая, но красавица. Черты ее лица могли показаться слишком мужественными, почти грубыми, ежели бы не этот большой стройный рост и могучая грудь и плечи, и главное, — ежели бы не это строгое и вместе с тем нежное выражение длинных черных глаз, окруженных темною тенью под черными бровями, и ласковое выражение рта и улыбки...». Встреча Оленина с Марьяной в залитом солнцем винограднике, одно из поэтичнейших мест повести — сюжет третьей пластовской иллюстрации.

Обращаясь к такому неиссякаемому источнику пластических сюжетов, как роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина», Пластов удивительно избирателен: к огромному роману он делает лишь два варианта эпизода «Левин на покосе». Именно в этой сцене художник почувствовал особое родство с любимым толстовским героем. «Сенокосную работу, — писал Пластов, — я люблю до самозабвения».

Рассказ Толстого «Холстомер» не мог оставить Пластова, крестьянина и художника, равнодушным. Он сделал к повести более 12 листов, иллюстрируя все поэтически важные моменты. Как и Толстой, он любил и знал лошадей. Для крестьянина лошадь испокон веков была частью бытия, кормилицей, труженицей, олицетворением богатства и счастья. Работа над листами иллюстраций к повести «Холстомер» началась в январe 1953 года и продолжалась (видимо, с перерывами) больше года. 11 февраля 1954 года серия почти завершена.

«Я сегодня начал доканчивать последний лист к Холстомеру, будет всего 12 листов, оформление — паспарту — уладил и теперь буду их показывать в очень опрятном и выгодном виде». «Холстомер» — это гимн жизни. В иллюстрациях «гадкая и величественная» старость лошади — прекрасна. Ведь по законам того живописного языка, на котором говорит Пластов, она гармонично вписана в окружающий мир.

Читая Толстого, Аркадий Пластов запечатлел в своем творчестве последний портрет русского крестьянства, исторический архетип класса, уничтоженного в двадцатом веке, сохранил в искусстве исчезающие образы русской жизни.

По материалам, предоставленным Т.Ю. Пластовой, завкафедрой гуманитарных наук МГАХИ им.В.И.Сурикова

Время работы выставки: 12 ноября 2015 г. — 20 января 2016 г.
Церемония открытия состоялась 12 ноября (четверг) в 15.00 по адресу: Пятницкая, 12.

С 16 по 29 декабря 2015 года в «Толстовском центре на Пятницкой-12» проходят традиционные детские праздники «Новый год». В этот период выставку можно посетить:

16, 23 декабря (среда) с 16.00 до 18.00
17, 24 декабря (четверг) с 12.00 до 14.00 и с 16.00 до 20.00
18, 25 декабря (пятница) с 16.00 до 18.00
19, 20, 26, 27 декабря (суббота, воскресенье) с 10.00 до 18.00
22 декабря (вторник) с 12.00 до 20.00
29 декабря (вторник) с 12.00 до 14.00 и с 16.00 до 20.00

Для одиночных посетителей в выходные дни (суббота, воскресенье) в 14 часов и в 16 часов проводятся экскурсии по выставке.

Ссылка на интернет-ресурс: http://tolstoymuseum.ru/exhibitions/1630/